Станция фонового мониторинга в Березинском заповеднике
Мониторинг атмосферного воздуха на станции фонового мониторинга в Березинском заповеднике организован с целью получения информации о региональном фоновом состоянии атмосферного воздуха. Основная роль в формировании уровня загрязнения воздуха принадлежала региональному и глобальному переносу.
По результатам стационарных наблюдений, в 2023 г. содержание в атмосферном воздухе большинства определяемых загрязняющих веществ несущественно снизилось, отмечено незначительное увеличение содержания ТЧ10.
Согласно рассчитанным значениям индекса качества атмосферного воздуха, состояние воздуха в 2023 г. оценивалось, в основном, как очень хорошее, хорошее и умеренное. Доля периодов с удовлетворительным уровнем загрязнения воздуха была незначительна. Такие периоды были связаны с увеличением содержания в воздухе ТЧ10 и приземного озона. Периоды с плохим и опасным уровнями загрязнения атмосферного воздуха отсутствовали.
Сера диоксид. По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация серы диоксида составляла 3,4 мкг/м3 (0,07 ПДК) и была незначительно выше, чем в 2022 г. Максимальная среднесуточная концентрация 9,7 мкг/м3 (0,05 ПДК) зафиксирована 27 августа. Сезонные изменения содержания в воздухе серы диоксида не имели ярко выраженного характера.
Азота диоксид. Содержание азота диоксида в 2023 г. измерялось в течение 6 месяцев (январь – июнь). В этот период максимальная среднесуточная концентрация 0,12 ПДК зафиксирована 25 марта. Максимальное содержание азота диоксида зафиксировано в июне, Минимальное – в январе и апреле.
Азота оксид. Содержание азота оксида в 2023 г. измерялось в течение 6 месяцев (январь – июнь). В этот период максимальная среднесуточная концентрация была существенно ниже норматива ПДК и составляла 0,01 ПДК (16 февраля). Значения среднемесячных концентраций находились на одинаковом уровне, незначительное увеличение содержания азота оксида наблюдалось в феврале – марте.
Сульфат-ион. Среднегодовая фоновая концентрация сульфат-иона составляла 1,31 мкг/м3 и была ниже на 12 %, чем в 2022 г. Минимальное содержание сульфат-иона в атмосферном воздухе зафиксировано в марте (0,66 мкг/м3), максимальное содержание (2,12 мкг/м3) – в декабре. Максимальная среднесуточная концентрация сульфат-иона составляла 5,86 мкг/м3 (22 сентября).
Твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль). Среднегодовая фоновая концентрация твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль) составляла 14 мкг/м3 и по сравнению с 2022 г. снизилась на 17 %. В теплый период года содержание в воздухе твердых частиц было выше, чем в холодный период. В годовом ходе максимальное содержание в воздухе твердых частиц наблюдалось в мае, минимальное содержание – в марте. Максимальная среднесуточная концентрация твердых частиц зафиксирована 22 сентября и составляла 71,11 мкг/м3 (0,5 ПДК).
Твердые частицы, фракции размером до 10 мкм. Фоновый уровень концентраций ТЧ10 обусловлен в большой степени трансграничным переносом. Увеличение содержания ТЧ10 в теплый период года лимитируется природными и антропогенными факторами.
По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация ТЧ10 составляла 0,3 ПДК, что незначительно выше значения 2022 г. Количество дней со среднесуточными концентрациями выше 25 мкг/м3 (0,5 ПДК) составляло 5,6 % (в 2020 г., 2021 г. и 2022 г. – 6,8 %, 4,8 % и 3,6 % соответственно). В годовом ходе максимальное содержание в воздухе ТЧ10 наблюдалось в июне, минимальное содержание – в марте и октябре. Единичный случай превышения среднесуточной ПДК по ТЧ10 зафиксирован 17 июня 2023 г. и составлял 2,1 ПДК.
Тяжелые металлы и бенз(а)пирен. Концентрации свинца и кадмия были ниже пределов обнаружения. Содержание бенз(а)пирена в воздухе определяли в отопительный сезон. Концентрации бенз(а)пирена варьировались в диапазоне 0,20 – 0,75 нг/м3.
Бензол. Содержание в воздухе бензола было по-прежнему значительно ниже норматива ПДК. Максимальная среднесуточная концентрация бензола 0,1 мкг/м3 зафиксирована 10 февраля.
Приземный озон. По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация приземного озона составляла 61 мкг/м3 (в 2021 г. – 55 мкг/м3, в 2022 г. – 69 мкг/м3). Высокое содержание в воздухе приземного озона наблюдалось в марте – мае, связано такое увеличение уровня загрязнения с межсезонной перестройкой атмосферы и притоком озона из стратосферы. Среднесуточные концентрации приземного озона превышали норматив ПДК в течение 39 дней (в 2022 г. – в течение 41 дня). Максимальная среднесуточная концентрация приземного озона зафиксирована 20 апреля и составляла 1,3 ПДК. Также фиксировались превышения нормативов ПДК по приземному озону, установленных для 1-часового периода – 4 случая (до 1,2 ПДК) и 8-часового периода – 22 случая (до 1,3 ПДК).
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий только после авторизации.