Станция фонового мониторинга Березинский заповедник
Мониторинг атмосферного воздуха на станции Березинский заповедник организован с целью получения информации о региональном фоновом состоянии атмосферного воздуха.
По результатам стационарных наблюдений, в 2020 г. содержание в атмосферном воздухе большинства определяемых загрязняющих веществ существенно не изменилось. Основная роль в формировании уровня загрязнения воздуха принадлежала региональному и глобальному переносу.
Согласно рассчитанным значениям индекса качества атмосферного воздуха, состояние воздуха в 2020 г. оценивалось, в основном, как очень хорошее, хорошее и умеренное, доля периодов с удовлетворительным качеством атмосферного воздуха была незначительна. Периоды с плохим и очень плохим качеством воздуха отсутствовали.
Серы диоксид. По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация серы диоксида составляла 5,8 мкг/м3 (0,12 ПДК) и была незначительно ниже, чем в 2019 г. Максимальная среднесуточная концентрация 20,7 мкг/м3 (0,1 ПДК) зафиксирована 14 июня. Сезонные изменения содержания в воздухе серы диоксида не имели ярко выраженного характера.
Азота диоксид. Среднегодовая фоновая концентрация азота диоксида составляла 3,1 мкг/м3 (0,08 ПДК) и была чуть выше, чем в прошлом году. Максимальная среднесуточная концентрация 0,09 ПДК зафиксирована
18 ноября. В первом полугодии значения среднемесячных концентраций находились на одном уровне, некоторое увеличение содержания азота диоксида наблюдалось в октябре-декабре.
Сульфаты. Среднегодовая фоновая концентрация сульфатов составляла 0,94 мкг/м3 и была на уровне прошлого года (в 2019 г. – 0,98 мкг/м3). Минимальное содержание сульфатов в атмосферном воздухе зафиксировано в августе: среднемесячная концентрация составляла 0,69 мкг/м3; максимальное содержание (2,14 мкг/м3) – в октябре. Максимальная среднесуточная концентрация сульфатов составляла 5,93 мкг/м3 (5 декабря).
Значительные межгодовые колебания средних концентраций сульфатов не позволяют однозначно охарактеризовать тренды изменений. Однако в последние 2 года наблюдается снижение содержания сульфатов в атмосферном воздухе.
Твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль). Среднегодовая фоновая концентрация твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), как и в прошлом году, составляла 1,1 мкг/м3. В теплый период года содержание в воздухе твердых частиц было выше, чем в холодный период. Существенное увеличение концентраций твердых частиц отмечено в первых числах октября и связано с трансграничным переносом, что подтверждает информация Института физики им. Б.И.Степанова НАН Беларуси, полученная в результате проведения скоординированных дистанционных спутниковых и наземных измерений и моделирования переноса атмосферных примесей с использованием многоволнового поляризационного лидара. Максимальная среднесуточная концентрация твердых частиц, зафиксированная 1 октября, составила
184,5 мкг/м3 (1,23 ПДК). Минимальное содержание в воздухе твердых частиц наблюдалось в феврале.
За последние 10 лет среднегодовые фоновые концентрации твердых частиц сохранялись практически на одном уровне (отклонения не превышали ± 14%). Исключением явился 2014 г., который характеризовался дефицитом осадков (в среднем по стране выпало 86 % климатической нормы).
Твердые частицы, фракции размером до 10 микрон. По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация ТЧ-10 составляла 0,3 ПДК. Количество дней со среднесуточными концентрациями выше 25 мкг/м3 (0,5 ПДК) составляло 6,8 % (в 2018 г. и 2019 г. – 2,9 % и 3,2 % соответственно). В годовом ходе существенное увеличение содержания в воздухе ТЧ-10 зафиксировано в октябре, что подтверждает выводы Института физики им. Б.И.Степанова НАН Беларуси о трансграничном переносе дымов пожаров из Воронежской области Российской Федерации. Случай превышения среднесуточной ПДК в 1,4 раза по ТЧ-10 зафиксирован в третьей декаде сентября. В период с 1 по 4 октября среднесуточные концентрации ТЧ-10 превышали норматив качества в 1,1-2,4 раза.
Фоновый уровень концентраций твердых частиц, фракции размером до 10 микрон в приземном слое атмосферы региона обусловлен трансграничным переносом. Увеличение содержания ТЧ-10 в теплый период года лимитируется природными и антропогенными факторами.
Тяжелые металлы и бенз(а)пирен. Среднесуточные концентрации свинца и кадмия были ниже пределов обнаружения. Содержание бенз(а)пирена в воздухе определяли в отопительный сезон. Средние за месяц концентрации бенз(а)пирена в январе-марте были ниже предела обнаружения, в октябре-декабре варьировались в диапазоне 0,45-0,53 нг/м3.
Бензол. Содержание в воздухе бензола было по-прежнему значительно ниже норматива качества. Максимальная среднесуточная концентрация бензола 0,3 мкг/м3 (0,01 ПДК) зафиксирована 11 января.
Приземный озон. По данным непрерывных измерений, среднегодовая фоновая концентрация приземного озона составляла 58 мкг/м3 и была на уровне прошлого года (в 2019 г. – 56 мкг/м3). В годовом ходе существенное увеличение содержания в воздухе приземного озона отмечено в апреле. Максимальные среднесуточные концентрации незначительно (до 1,1 раза) превышали норматив качества в течение 8 дней. В осенние месяцы наблюдалось снижение содержания приземного озона.
Углерода диоксид. Среднегодовая фоновая концентрация углерода диоксида составляла 879 мг/м3 и была выше, чем в прошлом году (в 2019 г. – 833 мг/м3). Максимальные среднемесячные значения (884-886 мг/м3) отмечены в апреле и октябре-декабре, минимальные (865-872 мг/м3) – в феврале и июне-июле. Среднесуточные концентрации варьировались в широком диапазоне: от 775 мг/м3 до 950 мг/м3.
По данным непрерывных измерений, среднегодовые концентрации диоксида углерода в 2010-2020 гг. варьируются в диапазоне от 789 мг/м3 до 879 мг/м3 и согласуются с данными зарубежных станций фонового мониторинга.
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий только после авторизации.